Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Мудрецы сравнивают жизнь души в земном мире с положением царской дочери, попавшей в дом простого крестьянина: ее не радуют грубые деревенские развлечения, ей не по вкусу простая пища, ведь она привыкла совсем к другому. Так и нашей душе неуютно на земле, ибо ее родной дом - Высший мир. Зачем же Царь отсылает свою любимую дочь в изгнание?
Для чего спускается душа в наш мир?
Прежде всего, душа одухотворяет материю, дает жизнь телу. "И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек существом живым [нефеш хая]" (Брейшит, 2:7). Тот уровень души, который дает телу жизненную энергию, наделяет его способностью мыслить, мечтать, созерцать, называется нефеш. Это первый уровень Б-жественной души, отличающей человека от животного. Ее функции на этом уровне осуществляются в мире действия. Другие уровни души связаны с разными уровнями высшего мира. (Стоит сказать, что мы не можем здесь подробно объяснять все понятия Кабалы, это задача специальной литературы.) Связь души с Б-гом можно представить в виде нити, один конец которой протянут в высшие сферы, а другой спускается к уровню человеческой души, именуемой нефеш. Эта нить постоянно тянет человека ввысь, в высшие сферы; душа стремится к своему родному дому.
Одна из функций души - работа, которую она должна выполнять в "земном изгнании", - тикун, исправление мира. Эта работа поручена душе для того, чтобы человек не получал Б-жественное благо ни за что, как нищий милостыню.
Тело человека до совершения первого греха находилось на том же уровне святости, что и душа. Таким его создал Б-г. Души всех еще не рожденных людей заключались в душе Адама. Согрешив, Адам потряс все миры - они спустились каждый со своего уровня на несколько ступеней. Теперь тело состояло из «праха земного». Душа же опустилась на тот уровень, который раньше занимало тело. Потому человек получил заповеди, задача которых - вернуть в прежнее состояние миры, испорченные прегрешением.
Гаари гакадош (р. Ицхак Луриа-Ашкенази, 1534-1579) говорил, что в каждом воплощении души в этом мире в ней оживают искры святости (нецицот). Сколько в душе этих искр - столько дней жизни дано человеку в данном воплощении. Есть праведники, которые видят эти искры и могут знать заранее, сколько человек будет жить.
В Талмуде сказано, что, придя в этот мир, душа забывает все виденное ею до рождения человека. Единственная ниточка, связывающая ее с высшими мирами, - это сон. Сон занимает третью часть человеческой жизни. По логике вещей, это должно быть величайшим несчастьем нашего существования. Треть драгоценного времени, отпущенного на земную жизнь, пропадает впустую! Но люди не только не страдают от этого неудобства, но и превращают его в удовольствие - устраивают для сна специальные помещения с мягкими постелями, шьют изящные пижамы и ночные рубашки. Нужно ли столько ухищрений, чтобы просто закрыть глаза и забыться?..
Сон, говорит Талмуд, это одна шестидесятая часть смерти. Погружаясь в него, мы готовимся к переходу в иной мир. Никто не боится засыпать, так и в смерти нет ничего страшного. И все же смерть - торжественное событие, поэтому не случайно мы так серьезно относимся к ее подобию - сну. Во сне наша душа ненадолго возвращается в свой родной мир и набирается сил, чтобы прожить еще один день своей земной жизни. Надо сказать, что душа проживает не одну земную жизнь. Люди, которые прошли через клиническую смерть, говорили, что их судили справедливо, ибо они видели все жизни своей души от начала до конца.
Кабала говорит, что в той первой душе, которую Б-г вдохнул в первого человека, содержались корни всех миров. Первый человек совершил первый грех - и миры разрушились. Чтобы исправить содеянное первой душой, Всевышний разделил ее на множество частей и распределил между потомками Адама.
Первые люди получали огромные души, и потому срок их жизни - срок исправления - был так долог. Исправленные части душ возвращались в свой источник, ирор гахаим - вместилище жизни, чтобы там дожидаться наступления царства Машиаха. Те части, которые так и не были исправлены, впоследствии помещались в тела других людей. Это явление называется гильгуль нешамот - реинкарнация. После смерти тела души возвращаются к своему Источнику и переходят в другие тела, чтобы исправить то, что испортили в прошлом воплощении.
Переселение душ - одно из основных положений иудаизма. Сказано в книге "Шаар гагильгулим" р. Хаима Виталя (1542-1620): "Душа входит в тело, когда ребенок рождается. Если человек в течение своей жизни не исправил ее, она должна снова вернуться в этот мир и будет возвращаться до тех пор, пока не очистится совершенно".
Кабалистам известно, что души почти всех живущих сейчас людей находятся в этом мире не первый раз. Деяния человека определяют будущее его души. Если он не имеет более долгов перед этим миром, душа завершает в нем свой путь. Если долги остались, то душа или какая-то ее часть продолжает приходить в этот мир, пока ее исправление не закончится. Иногда только одна искра (нецица) души возвращается в этот мир.
Рамбан (р. Моше бен Нахман, 1194-1270) говорит в комментарии к книге Ийов, что гильгуль нешамот является ответом на вопрос, почему в этом мире случается, что грешник радуется, а праведник страдает (вопрос теодицеи). Человек мучается за грехи, совершенные другими людьми, которым принадлежала его душа, или получает награду за добро, сделанное в прошлом воплощении.
Возвращение в земной мир - наказание для души, Она сопротивляется и не хочет спускаться. Тогда появляется ангел и вынуждает ее подчиниться.
Сод гагильгуль - это полное воплощение души, которая связана с новым телом до конца жизни. Но иудаизм говорит и о таком явлении, как сод гаибур - временное нисхождение души в мир. В тот момент, когда человек выполняет заповедь - мицву, делает какое-то доброе дело, искры душ праведников нисходят через его душу в этот мир. Чем больше добра делает человек, тем больше душ праведников спускается на землю, тем лучше и добрее становится мир. Тот, кто делает добро постоянно, может удостоиться даже искры души Моше-рабейну. Душа праведника приходит и к тому, кто возвращается к вере (совершает тшуву). "Кто хочет очиститься, тому помогают небеса", - сказано в Талмуде.
Даже человек нашего поколения, сделавший много добра, может "притянуть" душу праведника в этот мир. Ведь сказаномудрецами: "Нет поколения, в котором не было бы таких людей как Аврагам, Ицхак и Яаков".
Душа праведника (цадика) спускается к человеку по двум причинам: 1) она помогает его душе исправиться и подняться на уровень цадика 2) сама душа цадика поднимается еще выше оттого, что помогает другому выполнять заповеди и совершать добрые дела.
Величие праведников в том, что и после смерти они как бы обретают детей в этом мире - у них есть право учить и помогать живым, как отец помогает сыну. Когда человек выполняет заповедь, душа цадика получает часть этой заслуги, она участвует в исполнении мицвы. Если же человек грешит, то цадик не несет за это наказания. Свою душу он словно одалживает живому только для добрых дел. Если человек начинает грешить, то цадик уходит от него, как гость, которого плохо принимают. Следует знать, что право на «приобретение души» цадика дает не всякое доброе дело, а только выдающееся, либо долгое, постоянное выполнение мицвы. Но случается, что дети имеют духовных отцов в будущем мире.
Одна женщина на семинаре для вернувшихся к вере (баалей тшува) рассказала свою историю. Она с мужем, оба израильтяне, жили в США. Однажды они отправились на прогулку с тремя своими детьми - двумя мальчиками и маленькой девочкой. В пути случилась авария, машина перевернулась и повисла над пропастью. Женщина потеряла сознание и очнулась от криков детей, которые звали ее. Собравшись с силами, она вытащила из машины обоих мальчиков и вернулась за девочкой, но та находилась в той части машины, что висела над пропастью. Мать не могла дотянуться до дочери, не рискуя свалить машину с обрыва. В отчаянии она протянула руки и вдруг почувствовала, что держит девочку. Посадив детей в безопасное место, она попыталась помочь мужу, но он лежал неподвижно и не приходил в себя. Женщина вновь потеряла сознание. Проезжавшие мимо люди вызвали "скорую помощь". Женщине пришлось перенести восемь операций и известие о гибели мужа. Немного поправившись, она стала размышлять о том, что с ними произошло, и вспомнила, как дочка неожиданно оказалась у нее в руках. "Очевидно, ангелы спасли мою девочку", - подумала она и решила, что когда выйдет из больницы, то вернется к вере предков. И она выполнила свое решение. Семья вернулась в Израиль, женщина совершила тшуву , дети пошли в религиозную школу.
Такие истории происходят с евреями нередко, но самое удивительное случилось потом. Старший сын этой женщины однажды пришел из школы в слезах: завтра у него экзамен по Талмуду, а он ничего не знает. Мать стала утешать его, объясняя, что он недавно начал учиться и, конечно, все наверстает, если будет стараться. Но мальчик плакал, пока не заснул. Утром он встал веселый и сказал маме, что теперь он готов к экзамену. Женщина подумала, что сын еще не вполне проснулся, но он рассказал, что случилось с ним ночью. Во сне к нему пришел его отец, и они пошли гулять. Мальчик спросил: "Папа, ты знаешь, что мы теперь религиозные? - Да, - ответил отец, - сразу после того, как вы вернулись к вере, меня впустили в Ган Эден . И там, в раю, я учу сейчас Талмуд, как и ты в школе. - - Так помоги мне! - воскликнул мальчик. - Всем моим друзьям отцы помогают учить Талмуд. Мне же некому помочь, а завтра у меня экзамен. Всю ночь отец учил Талмуд вместе с сыном. А на следующий день мальчик получил на экзамене "сто" - самую высокую оценку.
Жили на свете праведники, которые ни разу не согрешили. Но по каким-то причинам они не могли выполнить одну из заповедей. Чтобы их душа стала совершенно чистой и цельной, с ней происходит сод гаибур - она нисходит в того, кто выполняет именно эту заповедь. Скажем, душа цадика , жившего в галуте (изгнании), может "вселиться" в тело еврея, репатриировавшегося в Эрец-Исраэль. В Торе сказано, что когда Всевышний сообщил Моше-рабейну, что тот не увидит Святую землю, Моше попросил позволить ему хотя бы птицей пролетать над ней. Из всего этого мы можем сделать еще один важный вывод: души праведников могут исправлять и поднимать себя и после смерти цадика.
Рассказывают, что у Гаари гакадош был ученик Шмуэль Озида, четырнадцати лет. Однажды этот ученик вошел, и Гаари гакадош вдруг встал перед ним. На вопрос р. Йосефа Каре он ответил, что увидел сейчас в мальчике душу р. Пинхаса бен Яира, великого мудреца и праведника, жившего во II в. н.э., и встал пред нею. Оказалось, что утром мальчик услышал крики соседей: к ним забрались воры и унесли все, даже одежду. Шмуэль поднялся и отдал свою праздничную одежду главе семьи, чтобы тот мог выйти из дому и что-то купить для своих родных. За это его посетила душа р. Пинхаса бен Яира,который тоже всегда помогал бедным.
Известно, что первые поколения людей не только не исправляли, но, наоборот, еще больше портили свои души. Этих людей пришлось просто стереть с лица земли водами Потопа.
В дальнейшем жизнь человека все более укорачивалась, чтобы он видел перед собой близкую картину грядущего суда и торопился завершить свое земное дело. Сказал р. Исраэль Салантер: "Пока свеча горит, можно работать" - то есть пока человек жив, пока горит свеча его души, он может исправить ее. Раби Йегуда Ганаси говорил: "Есть люди, приобретающие будущий мир за один час.
Когда был разрушен Храм, мир тяжело заболел. Тогда Всевышний мог уничтожить его, как срубают гнилое дерево. Б-г пощадил нас. Однако мир по-прежнему мучается, как тяжело больной человек. А евреи страдают больше всех. Когда болит рука или нога, боль передается в мозг... Мы, евреи, и есть мозг, голова мира, его совесть и рассудок. Нашим душам приходится отвечать за все ошибки и грехи человечества.
Исправить себя душа может лишь в процессе работы над исправлением, очищением окружающего мира. Для этого и дано ей тело. Человек - это душа, а тело - инструмент для деятельности души. Тело помогает душе исполнить ее назначение, но оно же может и мешать, если следует путями материального мира.
Рассказывают такую притчу. У одного царя был прекрасный сад, ворота которого охраняли два стражника - слепой и безногий. И вот безногий говорит слепому: "Пойдем, отведаем яблок из царского сада: ты посадишь меня на плечи, и я укажу тебе путь к самым спелым плодам". Когда же царь стал выяснять, кто ел без спроса яблоки в его саду, слепой ответил: "Как мог я украсть плоды, если я их не вижу?", а безногий сказал: "Как мог я добраться до яблок, если у меня нет ног?". Тогда царь посадил безногого на слепого и наказал их вместе. Так же наказывают душу и тело. В этом и заключается ответ на вопрос, что ведет человека к греху: незрячее тело или нематериальная душа? Если человек следует путями материального мира и удаляется от своего Создателя, то он портит и этот мир.
По материалам сайта Исток
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|