Каждый человек обладает рамками, в которых он себя ограничивает.
Рамки бывают нескольких видов.
Есть:
Рамки Торы;
Рамки общественной морали и закона;
Рамки инстинктов. Рамки Торы – самый «высший пилотаж» - т.к. они «держатся» на авторитете перед Вс-вышним. В чем заслуга – Вс-вышний абсолютно «ненавязчивый», в смысле человеку очень легко «смахнуть» с себя «иго царства небес» (ол малхут шамаим), что мы видим - в первый раз успешно было проделано Змеем в истории с плодом в райском саду. Поэтому, человек который удерживается в рамках опирающихся на самый «ненавязчивый в мире» авторитет – ненавязчивый в самом буквальном смысле – самый большой молодец.
Рамки общественной морали – обычно поддерживаются или порицанием общества, или аппаратом принуждения (полиция, суды и т.д.) Такие рамки – позволяют существовать обществу, но в них также есть лазейка – «не пойман, не вор». Т.е. разница между Б-жественным и общественным в том, что Б-г – всевидящий, поэтому если мы уже соглашаемся ему подчиняться, то – везде и всегда – без выходных и исключений. Общество – могучее, но не всемогущее – посему те, кто очень хочет – ищут лазейки.
И, наконец, рамки инстинктов – они наиболее локальные. Обычно инстинкт – активный и нам нужно сдерживать сам инстинкт. Два сдерживающих инстинкта – это инстинкт выживания (мы, например, инстинктивно отдергиваем руку от горячего и отшатываемся, подойдя к высокому обрыву) и инстинкт защиты потомства (не позволяющий нам его съесть или обидеть). Но, кроме инстинктов существует еще один мощный механизм – (видимо тоже относящийся к ецер а-ра, по крайней мере – его природа инерционна, но не в смысле неподвижности, а в смысле движения по инерции) – это механизм привычки.
Кстати, у Торы есть два (как минимум) «привычковых» числа.
Три – хазока, направление к привычке.
Сто – оформление привычки (свежий пример, сто раз читаем «мошив аруах...» и уверены, что мы вошли в новый паттерн).
Так вот, с помощью опривычнивания можно делать много разных вещей, как полезных так и наоборот.
В частности, можно закрепить привычкой чистку зубов....
Можно привычкой приучить себя к деланию негативных мицвот.
Можно привычкой приучить себя ходить молиться в синагогу.
Гораздо сложнее заставить себя привычкой учить Тору.
Можно попытаться выработать в себе сдержанность. Например, человек склонный к воровству – проходит мимо плохо лежащей вещи и сдерживает себя. С некоторой долей вероятности – постепенно он может успокоить свою страсть и перестать обращать на предмет вожделения свое внимание.
Вопрос: действительно ли это работает так однозначно в случае борьбы с плохими привычками?
Кстати, иногда кроме привыкания действует еще и пресыщение.
Так, некто падкий до женского пола на пляже может ходить туда очень часто и постепенно перестать возбуждаться от вида женских тел. Но...! Тора предупреждает нас не пользоваться этим методом. Почему? Потому что у нас еще есть своя жена. И испытывать чувства от нее – это очень важно. И если мы отучимся от чужого, то при этом пострадает свое, родное.
Так что пара – привыкание и пресыщение – должны использоваться «с умом».
А теперь вернемся к сдержанности и ее антиподам.
Согласно, Торе и психологии – когда у человека есть какие-то рамки, то нарушая их он сталкивается с внутренним конфликтом. В первый раз. Т.е. его мучает совесть.
И здесь, если он в мире Торы – у него есть механизм тшувы (возвращение/покаяние), и он может стать большим молодцом, если пойдет по этому пути.
Если же он на глобальном крючке у змея, то включится рационализация и еще куча всего.
И он убедит себя, что все в порядке. Но это еще не привычка.
Интересно, что и после тшувы, и после рационализации человека опять потянет на старое.
Только в случае тшувы, это нужно, чтобы проверить ее эффект.
А во втором случае - змей не дремлет и продолжает свою стратегию.
Итак, если нас уже «не жмет» совершенный проступок, то мы повторяем его еще раз. И снова рационализируем, если надо (змею). И, наконец, система пробивает защиту рамками и человек ощущает, что он выскочил за рамки и получил свободу! (внимание, какое коварное слово – свобода. Оно обозначает и духовную свободу выбора и антидуховную свободу – от рамок).
Итак, пробив ограду он вылетает на свободу. А в каком случае это работает.
Рамки Торы ломаются вместе с соблюдением Торы, получается «антидос», выпавший и потерявшийся.
Рамки морали – можно выпасть, если делать скрытно или перебраться в другую компанию. Рамки закона – если скрытно (пока не поймают).
А вот рамки инстинкта – инстинкт сохранения жизни – «одноразовый». В смысле – выпадешь, и жизни конец.
А вот отношения к потомству – очень даже можно поломать.
Кстати, изнасилования на семейной почве – это крайность.
А вот покричать на ребенка, поколотить его – это широкое поле для бурной деятельности. Которую к тому же можно рационализировать идеей о том, что это воспитание. А дитя, если мелкое, то и ответить не сможет. И страдают оба.
Итак, сделав нарушение привычным, оно перестает восприниматься таким. И получается большая дырка, она же – пробоина.
А что же стоит за желанием долбить стену – в собственной лодке?
Итак, человек пробивает дырку в защитных барьерах – и выпадает на свободу.
Свободу от чего? Попробуем систематизировать.
Одна из вещей, которая пробивает дырки – это гнев и его производные.
Первая проба гнева – Каин и его брат.
Есть три магистральных пути работы с гневом.
Первый выбор: выпускать его на свободу или не выпускать?
Говорят психологи, что подавление гнева чревато различными болячками, поэтому просто подавлять его – опасно. Кстати, депрессия – одна из форм трансформировавшегося подавленного гнева, когда выпустить наружу нельзя, и появляется расстройство на весь мир и т.д. Итак, для здоровья полезно выпускать.
Но здесь нас ждут разные опасности.
Первая – если под горячую руку попадутся другие, то достанется им и т.д.
Вторая – можно залететь и под статью.
Третья – можно пробить дырку в своем защитном сдерживающем барьере. Т.е., пробив дырку, дальше человек превращается в дырявое решето из которого вываливается гнев – со всеми вытекающими последствиями.
Что же делать? Здесь приходят на помощь сообразительные японцы.
Можно выпускать гнев, но в фиксированном и безопасном контексте.
Например, в специальной комнате, на чучеле начальника.
Тогда и гнев уйдет и глобального привыкания-проламывания не произойдет.
«Нагрелся» - бежишь в желанную комнату и вываливаешь.
И окружающим безопасно, и сам не превращаешься в «шор-муад» (рецидивиста).
Но есть еще и третий способ.
Оказывается, энергия наша – вещь весьма полезная. И сбрасывая ее, даже безопасными способами, мы все равно ее упускаем... безвозмездно, в смысле даром. На самом деле, ее можно использовать еще и с пользой.
Сценарий первый: пустить ее в полезное русло физических нагрузок.
Челентано в фильме шел рубить дрова (там правда был не гнев, а страсть). Можно устроить пробежку по городу.
Но есть более выдающийся способ – сублимация. Человек талантливый может пустить эту энергию на что-то очень созидательное. Например, МФ – нарисовала картины. Завсегдатай ЖЖ может написать хороший текст в него жже. Кстати, общаясь с коллегами, мы обнаружили, что большинство знаменитых психологов в детстве попадали в такие переплеты, что они могли или стать психами, или психологами, если им удавалось давление судьбы (подарки от Б-га) пустить в творческое русло.
Так что если по Вам бьют, лучший способ – не бить в ответ, а стать творческим человеком. Кстати, это одна из причин многочисленных талантов в бывшем Союзе. Сытой Америке этого не понять.
А как попасть в правильное созидательно-сублимационное русло? Воспитать в себе умного «диспетчера», который будет следить «со стороны» за Вашими проявлениями и направлять их в творчество.
Для этого лучше всего заняться Торой. Лимуд-Тора – структурирует сознание и позволяет эффективнее сублимироваться. Поэтому, этот творческий сценарий лучше всего работает «в комплекте» с еврейским образом жизни.
Упоминая инстинкт самосохранения, в статье я написал, что он «одноразовый» – нарушил и помер. На самом деле – здесь есть интересное поле для вариаций, есть некий феномен параллельного притяжения к идее смерти. Несколько любопытных промежуточных ситуаций:
- поиски «адреналина» – любовь к острым ощущениям, приближение к зоне опасности – альпинисты и др.
Интересно, что с помощью компьютеров и виртуальных миров, человек смог примерить на себя разные ощущения без боязни по-настоящему «влипнуть». У этого тоже есть опасная вариация – человек может начать путать реальную ситуацию с виртуальной и на реальном автомобиле ездить с чрезмерным риском, к которому он приучил себя на компьютере. Некоторые люди чувствуют недостаток острых ощущений в семейной жизни (точнее недостаток эмоциональной «загрузки») и это провоцирует их на рискованные экстрим. Мероприятия.
- шахиды-камикадзе – религиозная манипуляция – замещает инстинкт смерти чем-то другим (но результат – одноразовый)
- война – солдат в бою переходит на другие критерии. Очень интересная тема – тут есть целый букет сил, которые стоит разобрать, но отдельно.
- водитель на горной дороге – работа. Есть профессионалы, которые находят в себе режим чувствовать риск – на регулярной основе.
При этом есть две категории:
Регулярная ситуация – как у водителя на горной дороге;
Планируемый экстрим – у пожарников и спасателей, когда они должны быть готовы заранее к разным неожиданностям.
Что еще? - Господа, какие еще интересные комбинации я не упомянул?
Тема 2: Взаимоотношения рамок: инстинкт и Тора.
Тора – может быть сильнее инстинкта – история Акеда (как раз в нашей главе), кидуш аШем, что еще? Интересная ситуация с Дочерьми Лота.
Авраам – отдает сына Б-гу, по его приказу – подавляя родительский инстинкт
Лот – предлагает дочерей толпе, защищая гостей, перемешав ценность домочадцы, гости.
Лот – инициатива снизу, Авраам – инициатива сверху.
Лот – нахождение в абсолютно бездуховном пространстве, но с фрагментами ценностей Авраама.
Кроме инстинкта самосохранения, бывают еще полезные инстинкты (которые помогают серьезным вещам, кроме спасения жизни):
Инстинкт к противоположному: в случае стремление к своей жене – укрепляет семейные отношения
Забота о детях – мотивирует их воспитывать.
Рамки (и ценности) Торы – укрепляют работу этих инстинктов.
Законы цниюта, ихуда и другие ограничения – в том числе сохраняют работу инстинкта.
В без-Торном мире рамки этих инстинктов можно «пробить»
Отношение к жене – загулами на стороне (вовне – в запретной-опасной зоне)
Вырабатывается нечувствительность внутри брака.
Отношение к детям – давая волю эмоциям – гнев и др. в семье,
Вырабатывается жестокость, насилие, нервы и др.
Итак, взаимоотношение разных сил – природно-инстинктивной, общественно-моральной и Торо-духовной может дать много интересных процессов.
Меир Брук
meirbruk.livejournal.com