[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 3 из 3«123
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Писания Еврейских Мудрецов » Мудрость Иисуса Сираха (Перевод Кузнецовой В.Н. с комментариями)
Мудрость Иисуса Сираха
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:41 | Сообщение № 41

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
24 Мудрость ученого — от избытка досуга,
лишь свободный от дел обретает мудрость.
25 Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом,
чем похвалится тот, кто бичом машет,
погонщик быков, своим занятый делом?
Лишь о скотине у них беседа.
26 Занят их ум одними лишь бороздами,
трудятся допоздна, коровам корм задавая.
27 Так же ремесленник всякий, так же строитель —
все свои дни и ночи они за работой проводят,
резчики заняты резьбою печатей,
терпеливо разнообразят рисунок,
добиваются схожести в изображении,
трудятся допоздна, чтобы закончить работу.
28 Так же кузнец, что рядом сидит с наковальней,
думает лишь о вещах, что сделаны из железа.
Дым и огонь его изнуряют тело,
борется он с печным жаром,
только стук молотка и слышит,
глаз не отводит от образца сосуда,
думает лишь о том, как закончить работу,
трудится допоздна, украшая изделие.
29 Так и горшечник, который сидит за работой,
крутит ногами круг гончарный,
весь постоянно в заботе о деле,
вся работа им рассчитана точно,
30 формует из глины руками посуду,
весь согнутый, он истощает силы,
погружен он в мысли о глазури,
трудится допоздна, печь от золы вычищая.
31 Все эти люди на руки свои полагаются,
каждый из них в своем ремесле искусен.
32 Никакой город без них не населится,
не будет ни обитателей в нем, ни путников.
33 Но не зовут их на советы,
они не займут в собрании высокого места,
не сидят они в кресле судейском,
не принимают судебных решений,
34 не излагают ни порицаний, ни приговоров
и притч изречь не способны.
Но держится ими быт житейский,
и о своем ремесле — их молитва.

39 1 Но не так у того, кто предан сердцем
и мыслью погружен в Закон Всевышнего.
Он исследует мудрость прошлых поколений,
занимает себя изучением пророчеств,
2 сохраняет речения мужей знаменитых
и в тонкости притч погружается,
3 проникает в сокровенный смысл изречений
и притч загадки разгадывает.
4 Вельможи пользуются его служением,
и он будет среди правителей,
будет путешествовать в чужие страны,
добро и зло их узнает на опыте.
5 С раннего утра он искать стремится
Господа, своего Создателя,
перед Всевышним он молится:
отверзает уста в молитве
и о грехах своих совершает моление.
6 Если Господь великий захочет,
Он наполнит его духом разума,
и будут источать слова его мудрость,
в молитве воздаст он Господу благодарность.
7 Волю и ум его Господь направит,
и будет он размышлять о Его тайнах,
8 он явит воспитанность и ученость,
похвалится законом Завета с Господом.
9 Восхвалят многие его разум,
он вовеки забыт не будет,
память о нем никогда не погибнет,
имя его будет жить в поколениях.
10 О мудрости его расскажут народы,
хвалу воздадут ему в собрании.
11 Пока он жив, его имя ведомо тысячам,
когда умрет, оно не исчезнет.

38.24-39.11 Люди физического труда и мудрость. Весь этот отрывок имеет большое сходство с егип. текстом периода Среднего Царства о превосходстве работы "писца" над теми, кто занят физическим трудом. Вероятно, Сирах и его ученики были достаточно богатыми, чтобы не трудиться, вряд ли они имели какое-нибудь ремесло. В более поздние времена рабби, как правило, занимались также физическим трудом (ср. Деян 18.3).
38.24 ученого — буквально: "писца". Это слово постепенно перестало означать простого переписчика и приобрело значение ученого, или мудреца. Такой человек занимается тем, что изучает Священное Писание и обучает других. В Египте у мудрости и писцового искусства был свой Бог по имени Набу. Герой ассирийской легенды писец Ахикар назван также советником всей Ассирии и хранителем печати царя Сеннахериба.
38.25-30 Сирах, в отличие от позднейших фарисеев, презиравших всех тех, кто не изучал Закон так же, как они, не относится пренебрежительно к пастухам, пахарям и ремесленникам, но лишь констатирует факт, что у них нет времени на изучение мудрости, потому что они работают с утра до ночи. Хотя на них держится жизнь города, им не быть судьями, учителями, законодателями, правителями.
39.1-3 Законом часто называлось всё Священное Писание, состоявшее из трех частей: собственно Закона, или Торы, Пророков и Писаний. Первые две названы прямо, третью же, включавшую в себя Псалмы, Иова и Притчи, Сирах, вероятно, называет мудростью.
39.2 сохраняет речения мужей знаменитых — известно, что фарисеи и учителя Закона наряду с письменным Законом почитали устную традицию, т. е.предания отцов (см. 8.8-9; ср. Мк 7.3-5).
39.4 Такие люди часто бывали советниками, послами, министрами, казначеями и занимали другие важные посты. О пользе путешествий см. 34.9-12. Евр. мудрецы иногда подражали бродячим философам эллинистического периода. Важные должности, которые они исполняли, также часто были связаны с путешествиями. Добро и зло — словосочетание, имевшее на Востоке значение "всё" (ср. Быт 2.9); здесь может быть в значении: "положительные и отрицательные явления".
39.5 См. прим. к 32.14. [Традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).]
39.6-11 Напоминание о том, что мудрость — дар Господа (ср. 6.37; 51.17).
39.7 Под тайнами понимается знание о Боге, открытое в Писаниях и доступное лишь тем, кто их изучает.
39.8-11 Эти стихи продолжают и расширяют тему 37.23-26.
39.11б Смысл не совсем ясен; перевод условен. Слава о нём или переживет его, или во много раз увеличится.



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:49 | Сообщение № 42

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
30 Не иди вослед своим желаниям
и держи в узде свои страсти.
31 Если поддашься в угоду похотям,
станешь ты для врагов посмешищем.
32 Не упивайся без меры роскошью —
по рукам и ногам она тебя свяжет.
33 Не роскошествуй, в долги влезая, —
останешься нищим, без гроша в кармане.

19 1 Пьяный работник не разбогатеет,
небрежный в малом скоро рухнет.
2 Вино и женщины сбивают с пути разумных,
и к проституткам ходок станет еще безрассудней.
3 Черви и гниль — вот их наследие,
человек безрассудный будет погублен.

18.30-19.3 Умение владеть собой.
18.33 Евр. текст: «Не будь расточителем и пьяницей, иначе останешься с пустым кошельком».
19.2 Вино и женщины — традиционная тема егип. литературы мудрости.

4 У слишком доверчивого пустое сердце,
себе самому вредит грешник.
5 Радующийся злу осужден будет,
6 но ненавидящий пересуды убавит порочность.
7 Не повторяй того, что ты услышал,
и ничего у тебя не убавится.
8 Не рассказывай ни врагу, ни другу,
и, если молчанье не грех, сохрани в тайне,
9 не то, услышав, тебе доверять перестанут
и при случае неприязнь выкажут.
10 Услышал ты слух, пусть умрет с тобою,
не бойся, не думай, что лопнешь!
11 Дурак от слухов жестоко мучится,
как роженица, рожая ребенка.
12 Как стрела, вонзившаяся в бедро,
так и слух поражает сердце глупого.
13 Друга ты расспроси, может, не делал он,
если сделал, то больше не сделает.
14 Ближнего расспроси, может, не говорил он,
а сказал, так второй раз не скажет.
15 Друга расспроси, ведь клеветы много,
доверяй не каждому слову.
16 Бывает, кто-то сболтнул случайно.
Кто языком не провинился?!
17 Ближнего расспроси, прежде чем угрожать ему,
и пусть все решает Закон Всевышнего.

19.4-12 Умение владеть своим языком.
19.8 если молчанье не грех — т. е. в тех случаях, когда твое молчание может повлечь осуждение человека или какие-нибудь иные серьезные неприятности, твое же свидетельство докажет его невиновность.
19.11-12 Дурак испытывает страшные мучения, пока не перескажет другим сплетен и слухов или не поведает узнанных им секретов.
19.13-17 Против поспешного осуждения. В отрывке использован риторический прием — анафора: четыре стиха начинаются с одних и тех же слов.
19.16 Ср. Иак 3.2.
19.17 В ряде рукописей стих имеет продолжение, а также есть ст. 18 и 19: «не поддаваясь гневу. (18) Страх перед Господом — начало принятия Им, а мудрость завоевывает Его любовь. (19) Знание заповедей Господа — наставление жизни, и делающие угодное Ему срывают плод с дерева бессмертия».



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:51 | Сообщение № 43

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
11 Дал Он смертным великое знание,
дал Закон, жизнь дарующий,
12 заключил Договор с ними вечный
и явил им Свои решения.
13 Их глаза увидали величие славы,
уши услышали славу голоса.
14 Он сказал: "Берегитесь неправды",
научил их обязанностям перед близкими.

17.11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием.
17.11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19).
17.14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10).

15 Всегда Ему пути их известны.
Им от глаз Его не укрыться.
17 Каждому народу Он вождей назначил,
но Израиль сделал Своим уделом.
19 Все дела их видит Он, словно солнце,
и от глаз Его не скрыть путей их.
20 Прегрешенья их от Него не укроются,
все грехи людей Ему известны.
22 Милостыня для Него — что печать драгоценная,
доброта человека — что зеница ока.
23 Потом встанет Он и воздаст порочным,
на головы их обрушит возмездие.
24 Но тем, кто кается, дает возвратиться
и страдальцам дает терпение.

25 Так вернись к Господу и с грехом покончи,
молись пред Ним и уменьшай проступки,
26 вернись к Всевышнему, отвернись от неправды
и всеми силами ненавидь скверну.
27 Кто восхвалит Его в могиле?
Только живые воздадут Ему благодарность.
28 Когда бытие их прекратится,
умрет с ними вместе и их благодарность.
Только живой и здоровый Господа хвалит.
29 Велико милосердие Господа,
Он прощает тех, кто к Нему обращается!
Не всё дано человеку:
не бессмертно дитя человеческое.
31 Что ярче солнца? Но и оно затмевается.
Плоть и кровь о зле помышляют.
32 Небесными силами Господь управляет,
но человек — только прах и пепел!

17.15-24 Чего хочет Бог от человека.
(17.16) В ряде рукописей есть ст. 16: "Их пути в юности устремляются к злу, они не смогли превратить свои сердца из каменных в сделанные из плоти, (17) когда Он рассеял народы по всей земле".
17.17 Каждому народу — Бог или назначил людей в качестве предводителей других народов, или ангелов, хранителей каждого народа, как в это верили в Израиле (см. Втор 32.8 LХХ; Дан 10.21). Израиль сделал Своим уделом — см. Втор 7.6; 26.17-19; 32.8-9.
(17.18) В рукописях есть ст. 18: "Которого воспитывал как Своего первенца, наделяя его светом любви и никогда им не пренебрегая".
(17.21) В некоторых рукописях есть ст. 21: "Господь, будучи добр и зная, из чего они сотворены, не отвергал их и не оставлял их, жалея их".
17.22 Милостыня — см. прим. к 3.30. [Милостыня, как и забота о родителях, искупает грехи (см. прим. к 3.3). Надо помнить, что греч. слово "элеэмосюнэ" и евр. "цедека" имеют гораздо больше значений, чем "подаяние", это скорее благотворительность: оказание безвозмездной помощи, кредит, поручительство, забота о вдовах и сиротах, о больных и пришельцах, погребение одиноких и т. д. Это также исполнение Закона (см. Втор 15.7-11). Ср. также Тов 12.9; Притч 10.12.]
Печать драгоценная — печатка на перстне была символом царского достоинства.

17.25-32 Призыв к раскаянию.
17.25-26 Всякий грех — это уход от Господа, поэтому раскаяние — возвращение к Нему (ср. Мал 3.7).
17.26 отвернись от неправды — этого потребовал Бог на Синае (17.14). Неправда и скверна — это определение того, что есть грех.
17.27 в могиле — дословно: "в аду"; см. прим. к 14.12. [Могила — буквально: "ад", но он соответствует еврейскому "шеолу", месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова. День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле. Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).]
17.27-28 Автор не знает о воскресении и жизни после смерти (ср. Пс 6.6; 30(29). 10; 115.17 (113.25); Ис 38.18-19).
17.30 Смысл не совсем ясен. В сир. пер.: "Но не так в человеке, и мысли Божьи не подобны мыслям сынов человеческих".
17.31 Плоть и кровь — так часто называется человек.
17.32 Один из титулов Бога — Саваоф, т. е. Властелин небесных сил, светил, под которыми понимались ангелы.



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:53 | Сообщение № 44

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
24 Так послушай, сынок, научись знанию
и к моим словам будь внимателен.
25 Я дам тебе верное наставление,
научу тебя правильному знанию.
26 Когда начал Господь творение,
все дела Свои Он обдумал,
сотворив, разделил их части,
27 выстроил Он их в вечном порядке
и назначил им их владения.
И не знают ни голода, ни усталости,
исполняя, что им назначено,
28 не теснятся, друг друга толкая.
Его слову вечно послушны.
29 А потом посмотрел Он на землю,
ее щедро наполнил благами,
30 разной живностью населил лицо ее,
и туда же, в землю им возвращаться.

16.24-30 Бог — Творец вселенной. Но Он не только сотворил мир, но и дал ему законы, которым подчиняется всё в мире.
16.26 творение — так в евр.; в греч. тексте: "по суду Своему, по Своему определению". Разделил их части — в Быт 1.3-19 рассказывается о разделении света и тьмы, вод и тверди и т.д.
16.27 выстроил — буквально: "упорядочил, украсил", т. е. из хаоса создал космос: это греческое слово значит "порядок" и "красота". Не знают ни голода, ни усталости — в отличие от живых существ.
16.29 наполнил благами — прежде всего, пищей для людей и животных, так что земля — объект особых забот Бога, потому что здесь обитает жизнь, хотя она и завершается смертью. Ср. Пс 104 (103).

17 1 Из земли Господь сотворил человека
и снова возвратит его в землю.
2 Он людям назначил время жизни,
власть им дал над всею землею;
3 Он облек их силой, что силе Его подобна,
сотворил их по собственному образу.
Страх вселил перед ними во всё живое,
над зверями и птицами дал господство,
6 наделил их умом, языком, глазами,
уши дал и сердце, чтобы думать,
7 разумом наполнил их и знанием,
и добро, и зло показал им.
8 Он сердца их наблюдал неотступно,
даровал им дел Своих величие.
10 И восхвалят они Его святое Имя,
повествуя о величии дел Его.
11 Дал Он смертным великое знание,
дал Закон, жизнь дарующий,
12 заключил Договор с ними вечный
и явил им Свои решения.
13 Их глаза увидали величие славы,
уши услышали славу голоса.
14 Он сказал: "Берегитесь неправды",
научил их обязанностям перед близкими.

17.1-14 Бог — творец человека. Вершиной творения стал человек, хотя и его жизнь преходяща.
17.2-4 См. Быт 1.26-28.
(17. 5) В ряде поздних рукописей есть ст. 5: "Они получили от Господа пять способностей, шестым же даром, которым Он наделил их, был разум, седьмым — слово, истолкователь этих способностей". Пять способностей — это пять чувств.
17. 6 Сердце на Востоке считалось органом ума, воли и благородных чувств.
17. 7 и добро, и зло — возможно, в древнем библейском смысле "всё" (ср. Быт 2.17; 3.22).
17. 8 Здесь сердце понимается как сущность человека, его совесть, его истинное я.
(17. 9) В ряде рукописей есть ст. 9: "И дал им хвалиться вовеки Его чудесными деяниями".
17. 10 Его святое Имя — дословно: "Имя освящения"; здесь "Имя" означает самого Бога. Благочестивые евреи часто называют Бога "Шем", т. е. "Имя" (см. 47.10; Мф 6.9; Лк 11.2).
17. 11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием.
17. 11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19).
17. 14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10).



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:54 | Сообщение № 45

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
16 1 Не желай множества детей никчемных
и сыновьям безбожным не радуйся.
2 Хоть и много их, не радуйся,
если нет в них страха перед Господом.
3 Не надейся прожить безбедно старость,
не полагайся на их количество.
Намного лучше один, чем тысячи,
лучше бездетным скончаться,
чем иметь детей-безбожников.
4 Один разумный заселит город,
племя бесчинных превратит в пустыню.
5 Много такого глаза мои видели,
еще больше слышали уши.

6 В сборище грешников огонь разгорится,
непослушный народ испепелится гневом.
7 Не простил Господь древних гигантов,
что восстали, на мощь надеясь.
8 Не пощадил Господь соседей Лота,
Ему мерзка была их гордость.
9 Не пожалел Он народ проклятый,
уничтоженный за грехи его,
10 и воинов собрание в шестьсот тысяч,
упрямо бросивших Ему вызов.
11 Если есть хоть один непокорный,
диво, если вдруг ускользнет от кары.
Ведь и милость, и гнев у Господа —
в Его власти простить и обрушить ярость.
12 Сколь велико Его милосердие,
столь велико и Его осуждение.
Судит Он человека по делам его.
13 Не убежит от Него грешник с добычей,
и набожного терпение не окажется тщетным.
14 Милость Его изольется щедро,
по делам своим каждый получит.

16.1-14 Возмездие грешникам.
16.1-3 В многочисленном потомстве всегда видели Божью награду (ср. Втор 28.4). Но для Сираха важно не количество детей, а то, каковы они.
16.3 В стихе много разночтений, вероятно, потому, что эта мысль звучала еще непривычно.
16.7-10 Перечислены четыре примера того, как Господь наказывал грешников: это гиганты и потоп; содомиты, ханаанеи и погибшие во время Исхода израильтяне.
16.7 Гиганты — дети, родившиеся от союза падших ангелов и земных женщин (см. Быт 6.4). Бог послал потоп, уничтоживший их и остальных грешников.
16.8 Содом, город, в котором жил праведный Лот, был уничтожен огнем и серой (см. Быт 19.23-29).
16.9 Народ проклятый — вероятно, ханаанеи; они были уничтожены израильтянами (см. Втор 7.1-6).
16.10 Шестьсот тысяч воинов — в начале исхода из Египта мужчин, способных сражаться, насчитывалось около шестисот тысяч; почти все они, восстав против Моисея из-за тягот путешествия в пустыне, умерли, не вступив в обещанную землю (см. Исх 12.37; Числ 14.22-23).
(16.15-16) В ряде рукописей есть ст. 15-16: "Господь ожесточил фараона, чтобы тот не признал Его и чтобы дела Его стали известны под небесами. (16) Всему творению Он явил Свою милость и свет и тьму назначил всему человечеству".


17 Не говори: "Я спрячусь от Господа.
Кто с небес обо мне вспомнит?
Посреди народа меня не заметят.
Кто я такой в бесконечной вселенной?"
18 Небо, небо небес, земля и бездна —
всё трясется, когда Он посещает.
19 Также и горы, и земли основанья
от страха дрожат, когда Он взирает.
20 Есть ли сердце, что охватит это?
И пути Его кто постигнет?
21 Как ветра порыв человек не видит,
так и большая часть Его дел — тайна.
22 "Кто возвестит о делах правосудия?
Кто дождется? Нескоро их исполнение!" —
23 такие мысли — у скудного разумом,
глупые мысли — у неразумного и заблудшего.

16.17-23 Глупость грешников. Глупый человек считает, что Бог не заметит его по причине его малости (ср. Ис 40.27-28).
16.20-22 Евр. текст продолжает тему ст. 17: "Бог не заметит меня и не станет следить за моими путями. Если греха никто не видит, если того, что я делаю втайне, никто не узнает; если я совершаю праведные дела, никто объявит об этом. Так какой может быть надежда? Далеко воздаяние Божье и будет ли оно?"
16.21 Как ветра порыв... — в древности движение ветра считалось одной из самых больших тайн; одно и то же евр. слово означало "ветер" и "дух" (ср. Ин 3.8). Тайна — т. е. недоступно для человеческого постижения.



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:55 | Сообщение № 46

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
20 Счастлив тот, кто мудрость исследует,
кто о ней размышляет всем разумом,
21 кто раздумывает о путях ее
и тайны ее постигает!
22 Так следуй за ней, словно охотник,
на путях ее ставь засады.
23 Кто в окна ее заглядывает,
у дверей ее кто прислушивается,
24 кто у дома ее поселяется,
кто вбивает гвоздь в ее стены,
25 кто шатер ставит рядом с нею,
кто находит здесь доброе место, —
26 тот положит детей под навес ее,
под ветвями ее устроится,
27 от зноя под ней укроется,
тот будет жить в ее славе.

15 1 Боящийся Господа так поступит,
твердый в Законе овладеет мудростью.
2 И встретит она его, подобно матери,
примет его, как девственная невеста,
3 напитает его хлебом разума,
водой мудрости его напоит.
4 О нее обопрется он и выстоит,
ей доверится и стыда не узнает.
5 Возвысит мудрость его над ближними,
слова найдет для него в собрании,
6 увенчает его радостью и ликованием,
он получит себе имя вечное.
7 Не овладеют мудростью неразумные,
люди грешные ее не увидят.
8 Далека она от надменности,
и лжецы о ней не вспомнят.
9 Нет прекрасной хвалы в устах грешника,
ведь она им не послана Господом,
10 Хвала — выражение мудрости,
сам Господь ее направляет.

14.20-15.10 Поиски мудрости. Этот текст очень близок к Притч 8.32-9.6.
14.23 Автор не боится даже некоторой фамильярности. Ср. Притч 8.34.
14.24-25 Образ кочевника, ставящего шатер.
14.24 вбивает гвоздь — т. е. колышек, чтобы поставить палатку.
14.26-27 В греч. тексте образ человека, находящего защиту от зноя для себя и своей семьи в тени развесистого дерева. Ср. Пс 91 (90); Лк 13.19. В евр. тексте — образ птицы, свившей себе гнездо.
14.26а Евр. текст: "тот устроит гнездо в ее листве".
14.27 Ср. Ис 4.6. В ее славе — под славой понималось таинственное Божественное присутствие, в раввинистической литературе получившее название "шехин`а" (ср. облако в пустыне во время исхода; Исх 16.10; Иез 1.4-18).
15.1-6 Эти стихи завершают мысль, изложенную в 14.20-27.
15.1 твердый в Законе — так назывались учителя Закона, книжники, роль которых в это время начинает всё больше возрастать.
15.2-6 Мудрость персонифицирована. Ср. Притч 7.1-5; 9.1-6; Прем 8.2.
15.3 Хлеб и вода — привычные метафоры для знания и мудрости; в раввинистической литературе так называлась Тора.
15.6 имя вечное — т. е. славу в грядущих поколениях.
15.9 Хвала Господу рождается из мудрости. Мудрость и благочестие тождественны так же, как тождественны противоположные им неразумие и нечестие. Возможно, здесь завуалированная критика в адрес тех евреев, которые увлекаются языческой мудростью и легкомысленно относятся к Закону.

11 Не говори: "Из-за Господа стал я отступником".
Что Ему ненавистно, того Он не делает.
12 Не говори: "Он с пути меня сбил".
Грешный человек Ему не нужен.
13 Всякую мерзость Господь ненавидит.
Нельзя любить ее и боящимся Господа.
14 Когда в начале Он творил человека,
предоставил ему свободу выбора:
15 если хочешь, соблюдай заповеди,
веры держись, если так настроен.
16 Он тебе предложил огонь и воду,
протяни руку и сделай выбор.
17 Жизнь и смерть людям предложена,
что предпочтут, то и будет дано им.
18 Велика мудрость Господа!
Он силен могуществом и все видит.
19 Глаза Господа — на боящихся Его,
Он знает все дела человека.
20 Никому не велел Он быть безбожным,
никому грешить не дал позволенья.

15.11-20 Человеческая свобода. Сирах отрицает предопределение, человек свободен, и выбор зависит от его воли, поэтому человек должен отвечать за свои грехи — Бог за них не в ответе.
15.11-12 Ср. 15.20; Иак 1.13-14; Пс 5.5.
15.13б Евр. текст: "Он не даст их тем, кто боится Его".
15.16-17 Огонь и вода — противоположный тип поведения, здесь под ними понимается повиновение и отказ подчиниться воле Бога. Ср. Втор 30.19-20.
15.17 Повиновение означает жизнь, а неповиновение — смерть. Ср. Втор 30.15.
15.18-20 Но Бог не равнодушный зритель: Его глаза на боящихся Его, т. е. Он помогает благочестивым.
15.20 Бог не сотворил греха.



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Писания Еврейских Мудрецов » Мудрость Иисуса Сираха (Перевод Кузнецовой В.Н. с комментариями)
Страница 3 из 3«123
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz