|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
 Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
|
Мудрость Иисуса Сираха
|
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:41 | Сообщение № 41 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 24 Мудрость ученого — от избытка досуга, лишь свободный от дел обретает мудрость. 25 Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом, чем похвалится тот, кто бичом машет, погонщик быков, своим занятый делом? Лишь о скотине у них беседа. 26 Занят их ум одними лишь бороздами, трудятся допоздна, коровам корм задавая. 27 Так же ремесленник всякий, так же строитель — все свои дни и ночи они за работой проводят, резчики заняты резьбою печатей, терпеливо разнообразят рисунок, добиваются схожести в изображении, трудятся допоздна, чтобы закончить работу. 28 Так же кузнец, что рядом сидит с наковальней, думает лишь о вещах, что сделаны из железа. Дым и огонь его изнуряют тело, борется он с печным жаром, только стук молотка и слышит, глаз не отводит от образца сосуда, думает лишь о том, как закончить работу, трудится допоздна, украшая изделие. 29 Так и горшечник, который сидит за работой, крутит ногами круг гончарный, весь постоянно в заботе о деле, вся работа им рассчитана точно, 30 формует из глины руками посуду, весь согнутый, он истощает силы, погружен он в мысли о глазури, трудится допоздна, печь от золы вычищая. 31 Все эти люди на руки свои полагаются, каждый из них в своем ремесле искусен. 32 Никакой город без них не населится, не будет ни обитателей в нем, ни путников. 33 Но не зовут их на советы, они не займут в собрании высокого места, не сидят они в кресле судейском, не принимают судебных решений, 34 не излагают ни порицаний, ни приговоров и притч изречь не способны. Но держится ими быт житейский, и о своем ремесле — их молитва. 39 1 Но не так у того, кто предан сердцем и мыслью погружен в Закон Всевышнего. Он исследует мудрость прошлых поколений, занимает себя изучением пророчеств, 2 сохраняет речения мужей знаменитых и в тонкости притч погружается, 3 проникает в сокровенный смысл изречений и притч загадки разгадывает. 4 Вельможи пользуются его служением, и он будет среди правителей, будет путешествовать в чужие страны, добро и зло их узнает на опыте. 5 С раннего утра он искать стремится Господа, своего Создателя, перед Всевышним он молится: отверзает уста в молитве и о грехах своих совершает моление. 6 Если Господь великий захочет, Он наполнит его духом разума, и будут источать слова его мудрость, в молитве воздаст он Господу благодарность. 7 Волю и ум его Господь направит, и будет он размышлять о Его тайнах, 8 он явит воспитанность и ученость, похвалится законом Завета с Господом. 9 Восхвалят многие его разум, он вовеки забыт не будет, память о нем никогда не погибнет, имя его будет жить в поколениях. 10 О мудрости его расскажут народы, хвалу воздадут ему в собрании. 11 Пока он жив, его имя ведомо тысячам, когда умрет, оно не исчезнет. 38.24-39.11 Люди физического труда и мудрость. Весь этот отрывок имеет большое сходство с егип. текстом периода Среднего Царства о превосходстве работы "писца" над теми, кто занят физическим трудом. Вероятно, Сирах и его ученики были достаточно богатыми, чтобы не трудиться, вряд ли они имели какое-нибудь ремесло. В более поздние времена рабби, как правило, занимались также физическим трудом (ср. Деян 18.3). 38.24 ученого — буквально: "писца". Это слово постепенно перестало означать простого переписчика и приобрело значение ученого, или мудреца. Такой человек занимается тем, что изучает Священное Писание и обучает других. В Египте у мудрости и писцового искусства был свой Бог по имени Набу. Герой ассирийской легенды писец Ахикар назван также советником всей Ассирии и хранителем печати царя Сеннахериба. 38.25-30 Сирах, в отличие от позднейших фарисеев, презиравших всех тех, кто не изучал Закон так же, как они, не относится пренебрежительно к пастухам, пахарям и ремесленникам, но лишь констатирует факт, что у них нет времени на изучение мудрости, потому что они работают с утра до ночи. Хотя на них держится жизнь города, им не быть судьями, учителями, законодателями, правителями. 39.1-3 Законом часто называлось всё Священное Писание, состоявшее из трех частей: собственно Закона, или Торы, Пророков и Писаний. Первые две названы прямо, третью же, включавшую в себя Псалмы, Иова и Притчи, Сирах, вероятно, называет мудростью. 39.2 сохраняет речения мужей знаменитых — известно, что фарисеи и учителя Закона наряду с письменным Законом почитали устную традицию, т. е.предания отцов (см. 8.8-9; ср. Мк 7.3-5). 39.4 Такие люди часто бывали советниками, послами, министрами, казначеями и занимали другие важные посты. О пользе путешествий см. 34.9-12. Евр. мудрецы иногда подражали бродячим философам эллинистического периода. Важные должности, которые они исполняли, также часто были связаны с путешествиями. Добро и зло — словосочетание, имевшее на Востоке значение "всё" (ср. Быт 2.9); здесь может быть в значении: "положительные и отрицательные явления". 39.5 См. прим. к 32.14. [Традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).] 39.6-11 Напоминание о том, что мудрость — дар Господа (ср. 6.37; 51.17). 39.7 Под тайнами понимается знание о Боге, открытое в Писаниях и доступное лишь тем, кто их изучает. 39.8-11 Эти стихи продолжают и расширяют тему 37.23-26. 39.11б Смысл не совсем ясен; перевод условен. Слава о нём или переживет его, или во много раз увеличится.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| | |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:49 | Сообщение № 42 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 30 Не иди вослед своим желаниям и держи в узде свои страсти. 31 Если поддашься в угоду похотям, станешь ты для врагов посмешищем. 32 Не упивайся без меры роскошью — по рукам и ногам она тебя свяжет. 33 Не роскошествуй, в долги влезая, — останешься нищим, без гроша в кармане. 19 1 Пьяный работник не разбогатеет, небрежный в малом скоро рухнет. 2 Вино и женщины сбивают с пути разумных, и к проституткам ходок станет еще безрассудней. 3 Черви и гниль — вот их наследие, человек безрассудный будет погублен. 18.30-19.3 Умение владеть собой. 18.33 Евр. текст: «Не будь расточителем и пьяницей, иначе останешься с пустым кошельком». 19.2 Вино и женщины — традиционная тема егип. литературы мудрости. 4 У слишком доверчивого пустое сердце, себе самому вредит грешник. 5 Радующийся злу осужден будет, 6 но ненавидящий пересуды убавит порочность. 7 Не повторяй того, что ты услышал, и ничего у тебя не убавится. 8 Не рассказывай ни врагу, ни другу, и, если молчанье не грех, сохрани в тайне, 9 не то, услышав, тебе доверять перестанут и при случае неприязнь выкажут. 10 Услышал ты слух, пусть умрет с тобою, не бойся, не думай, что лопнешь! 11 Дурак от слухов жестоко мучится, как роженица, рожая ребенка. 12 Как стрела, вонзившаяся в бедро, так и слух поражает сердце глупого. 13 Друга ты расспроси, может, не делал он, если сделал, то больше не сделает. 14 Ближнего расспроси, может, не говорил он, а сказал, так второй раз не скажет. 15 Друга расспроси, ведь клеветы много, доверяй не каждому слову. 16 Бывает, кто-то сболтнул случайно. Кто языком не провинился?! 17 Ближнего расспроси, прежде чем угрожать ему, и пусть все решает Закон Всевышнего. 19.4-12 Умение владеть своим языком. 19.8 если молчанье не грех — т. е. в тех случаях, когда твое молчание может повлечь осуждение человека или какие-нибудь иные серьезные неприятности, твое же свидетельство докажет его невиновность. 19.11-12 Дурак испытывает страшные мучения, пока не перескажет другим сплетен и слухов или не поведает узнанных им секретов. 19.13-17 Против поспешного осуждения. В отрывке использован риторический прием — анафора: четыре стиха начинаются с одних и тех же слов. 19.16 Ср. Иак 3.2. 19.17 В ряде рукописей стих имеет продолжение, а также есть ст. 18 и 19: «не поддаваясь гневу. (18) Страх перед Господом — начало принятия Им, а мудрость завоевывает Его любовь. (19) Знание заповедей Господа — наставление жизни, и делающие угодное Ему срывают плод с дерева бессмертия».
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| | |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:51 | Сообщение № 43 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 11 Дал Он смертным великое знание, дал Закон, жизнь дарующий, 12 заключил Договор с ними вечный и явил им Свои решения. 13 Их глаза увидали величие славы, уши услышали славу голоса. 14 Он сказал: "Берегитесь неправды", научил их обязанностям перед близкими. 17.11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием. 17.11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19). 17.14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10). 15 Всегда Ему пути их известны. Им от глаз Его не укрыться. 17 Каждому народу Он вождей назначил, но Израиль сделал Своим уделом. 19 Все дела их видит Он, словно солнце, и от глаз Его не скрыть путей их. 20 Прегрешенья их от Него не укроются, все грехи людей Ему известны. 22 Милостыня для Него — что печать драгоценная, доброта человека — что зеница ока. 23 Потом встанет Он и воздаст порочным, на головы их обрушит возмездие. 24 Но тем, кто кается, дает возвратиться и страдальцам дает терпение. 25 Так вернись к Господу и с грехом покончи, молись пред Ним и уменьшай проступки, 26 вернись к Всевышнему, отвернись от неправды и всеми силами ненавидь скверну. 27 Кто восхвалит Его в могиле? Только живые воздадут Ему благодарность. 28 Когда бытие их прекратится, умрет с ними вместе и их благодарность. Только живой и здоровый Господа хвалит. 29 Велико милосердие Господа, Он прощает тех, кто к Нему обращается! Не всё дано человеку: не бессмертно дитя человеческое. 31 Что ярче солнца? Но и оно затмевается. Плоть и кровь о зле помышляют. 32 Небесными силами Господь управляет, но человек — только прах и пепел! 17.15-24 Чего хочет Бог от человека. (17.16) В ряде рукописей есть ст. 16: "Их пути в юности устремляются к злу, они не смогли превратить свои сердца из каменных в сделанные из плоти, (17) когда Он рассеял народы по всей земле". 17.17 Каждому народу — Бог или назначил людей в качестве предводителей других народов, или ангелов, хранителей каждого народа, как в это верили в Израиле (см. Втор 32.8 LХХ; Дан 10.21). Израиль сделал Своим уделом — см. Втор 7.6; 26.17-19; 32.8-9. (17.18) В рукописях есть ст. 18: "Которого воспитывал как Своего первенца, наделяя его светом любви и никогда им не пренебрегая". (17.21) В некоторых рукописях есть ст. 21: "Господь, будучи добр и зная, из чего они сотворены, не отвергал их и не оставлял их, жалея их". 17.22 Милостыня — см. прим. к 3.30. [Милостыня, как и забота о родителях, искупает грехи (см. прим. к 3.3). Надо помнить, что греч. слово "элеэмосюнэ" и евр. "цедека" имеют гораздо больше значений, чем "подаяние", это скорее благотворительность: оказание безвозмездной помощи, кредит, поручительство, забота о вдовах и сиротах, о больных и пришельцах, погребение одиноких и т. д. Это также исполнение Закона (см. Втор 15.7-11). Ср. также Тов 12.9; Притч 10.12.] Печать драгоценная — печатка на перстне была символом царского достоинства. 17.25-32 Призыв к раскаянию. 17.25-26 Всякий грех — это уход от Господа, поэтому раскаяние — возвращение к Нему (ср. Мал 3.7). 17.26 отвернись от неправды — этого потребовал Бог на Синае (17.14). Неправда и скверна — это определение того, что есть грех. 17.27 в могиле — дословно: "в аду"; см. прим. к 14.12. [Могила — буквально: "ад", но он соответствует еврейскому "шеолу", месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова. День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле. Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).] 17.27-28 Автор не знает о воскресении и жизни после смерти (ср. Пс 6.6; 30(29). 10; 115.17 (113.25); Ис 38.18-19). 17.30 Смысл не совсем ясен. В сир. пер.: "Но не так в человеке, и мысли Божьи не подобны мыслям сынов человеческих". 17.31 Плоть и кровь — так часто называется человек. 17.32 Один из титулов Бога — Саваоф, т. е. Властелин небесных сил, светил, под которыми понимались ангелы.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| | |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:53 | Сообщение № 44 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 24 Так послушай, сынок, научись знанию и к моим словам будь внимателен. 25 Я дам тебе верное наставление, научу тебя правильному знанию. 26 Когда начал Господь творение, все дела Свои Он обдумал, сотворив, разделил их части, 27 выстроил Он их в вечном порядке и назначил им их владения. И не знают ни голода, ни усталости, исполняя, что им назначено, 28 не теснятся, друг друга толкая. Его слову вечно послушны. 29 А потом посмотрел Он на землю, ее щедро наполнил благами, 30 разной живностью населил лицо ее, и туда же, в землю им возвращаться. 16.24-30 Бог — Творец вселенной. Но Он не только сотворил мир, но и дал ему законы, которым подчиняется всё в мире. 16.26 творение — так в евр.; в греч. тексте: "по суду Своему, по Своему определению". Разделил их части — в Быт 1.3-19 рассказывается о разделении света и тьмы, вод и тверди и т.д. 16.27 выстроил — буквально: "упорядочил, украсил", т. е. из хаоса создал космос: это греческое слово значит "порядок" и "красота". Не знают ни голода, ни усталости — в отличие от живых существ. 16.29 наполнил благами — прежде всего, пищей для людей и животных, так что земля — объект особых забот Бога, потому что здесь обитает жизнь, хотя она и завершается смертью. Ср. Пс 104 (103). 17 1 Из земли Господь сотворил человека и снова возвратит его в землю. 2 Он людям назначил время жизни, власть им дал над всею землею; 3 Он облек их силой, что силе Его подобна, сотворил их по собственному образу. Страх вселил перед ними во всё живое, над зверями и птицами дал господство, 6 наделил их умом, языком, глазами, уши дал и сердце, чтобы думать, 7 разумом наполнил их и знанием, и добро, и зло показал им. 8 Он сердца их наблюдал неотступно, даровал им дел Своих величие. 10 И восхвалят они Его святое Имя, повествуя о величии дел Его. 11 Дал Он смертным великое знание, дал Закон, жизнь дарующий, 12 заключил Договор с ними вечный и явил им Свои решения. 13 Их глаза увидали величие славы, уши услышали славу голоса. 14 Он сказал: "Берегитесь неправды", научил их обязанностям перед близкими. 17.1-14 Бог — творец человека. Вершиной творения стал человек, хотя и его жизнь преходяща. 17.2-4 См. Быт 1.26-28. (17. 5) В ряде поздних рукописей есть ст. 5: "Они получили от Господа пять способностей, шестым же даром, которым Он наделил их, был разум, седьмым — слово, истолкователь этих способностей". Пять способностей — это пять чувств. 17. 6 Сердце на Востоке считалось органом ума, воли и благородных чувств. 17. 7 и добро, и зло — возможно, в древнем библейском смысле "всё" (ср. Быт 2.17; 3.22). 17. 8 Здесь сердце понимается как сущность человека, его совесть, его истинное я. (17. 9) В ряде рукописей есть ст. 9: "И дал им хвалиться вовеки Его чудесными деяниями". 17. 10 Его святое Имя — дословно: "Имя освящения"; здесь "Имя" означает самого Бога. Благочестивые евреи часто называют Бога "Шем", т. е. "Имя" (см. 47.10; Мф 6.9; Лк 11.2). 17. 11-12 Вершиной благодеяний Бога было дарование Израилю Закона Моисея, который назван великим знанием. 17. 11-14 Имеется в виду Богоявление на горе Синай (см. Исх 19.16-19). 17. 14б Одной из главных заповедей является любовь к ближнему (Лев 19.18; Исх 20.1-17; ср. Мф 22.35-40, а также Мф 7.12; Лк 6.31; Рим 13.8-10).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| | |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:54 | Сообщение № 45 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 16 1 Не желай множества детей никчемных и сыновьям безбожным не радуйся. 2 Хоть и много их, не радуйся, если нет в них страха перед Господом. 3 Не надейся прожить безбедно старость, не полагайся на их количество. Намного лучше один, чем тысячи, лучше бездетным скончаться, чем иметь детей-безбожников. 4 Один разумный заселит город, племя бесчинных превратит в пустыню. 5 Много такого глаза мои видели, еще больше слышали уши. 6 В сборище грешников огонь разгорится, непослушный народ испепелится гневом. 7 Не простил Господь древних гигантов, что восстали, на мощь надеясь. 8 Не пощадил Господь соседей Лота, Ему мерзка была их гордость. 9 Не пожалел Он народ проклятый, уничтоженный за грехи его, 10 и воинов собрание в шестьсот тысяч, упрямо бросивших Ему вызов. 11 Если есть хоть один непокорный, диво, если вдруг ускользнет от кары. Ведь и милость, и гнев у Господа — в Его власти простить и обрушить ярость. 12 Сколь велико Его милосердие, столь велико и Его осуждение. Судит Он человека по делам его. 13 Не убежит от Него грешник с добычей, и набожного терпение не окажется тщетным. 14 Милость Его изольется щедро, по делам своим каждый получит. 16.1-14 Возмездие грешникам. 16.1-3 В многочисленном потомстве всегда видели Божью награду (ср. Втор 28.4). Но для Сираха важно не количество детей, а то, каковы они. 16.3 В стихе много разночтений, вероятно, потому, что эта мысль звучала еще непривычно. 16.7-10 Перечислены четыре примера того, как Господь наказывал грешников: это гиганты и потоп; содомиты, ханаанеи и погибшие во время Исхода израильтяне. 16.7 Гиганты — дети, родившиеся от союза падших ангелов и земных женщин (см. Быт 6.4). Бог послал потоп, уничтоживший их и остальных грешников. 16.8 Содом, город, в котором жил праведный Лот, был уничтожен огнем и серой (см. Быт 19.23-29). 16.9 Народ проклятый — вероятно, ханаанеи; они были уничтожены израильтянами (см. Втор 7.1-6). 16.10 Шестьсот тысяч воинов — в начале исхода из Египта мужчин, способных сражаться, насчитывалось около шестисот тысяч; почти все они, восстав против Моисея из-за тягот путешествия в пустыне, умерли, не вступив в обещанную землю (см. Исх 12.37; Числ 14.22-23). (16.15-16) В ряде рукописей есть ст. 15-16: "Господь ожесточил фараона, чтобы тот не признал Его и чтобы дела Его стали известны под небесами. (16) Всему творению Он явил Свою милость и свет и тьму назначил всему человечеству". 17 Не говори: "Я спрячусь от Господа. Кто с небес обо мне вспомнит? Посреди народа меня не заметят. Кто я такой в бесконечной вселенной?" 18 Небо, небо небес, земля и бездна — всё трясется, когда Он посещает. 19 Также и горы, и земли основанья от страха дрожат, когда Он взирает. 20 Есть ли сердце, что охватит это? И пути Его кто постигнет? 21 Как ветра порыв человек не видит, так и большая часть Его дел — тайна. 22 "Кто возвестит о делах правосудия? Кто дождется? Нескоро их исполнение!" — 23 такие мысли — у скудного разумом, глупые мысли — у неразумного и заблудшего. 16.17-23 Глупость грешников. Глупый человек считает, что Бог не заметит его по причине его малости (ср. Ис 40.27-28). 16.20-22 Евр. текст продолжает тему ст. 17: "Бог не заметит меня и не станет следить за моими путями. Если греха никто не видит, если того, что я делаю втайне, никто не узнает; если я совершаю праведные дела, никто объявит об этом. Так какой может быть надежда? Далеко воздаяние Божье и будет ли оно?" 16.21 Как ветра порыв... — в древности движение ветра считалось одной из самых больших тайн; одно и то же евр. слово означало "ветер" и "дух" (ср. Ин 3.8). Тайна — т. е. недоступно для человеческого постижения.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| | |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Января 2011, 11:55 | Сообщение № 46 |
Администратор
Сообщений: 5457 
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 20 Счастлив тот, кто мудрость исследует, кто о ней размышляет всем разумом, 21 кто раздумывает о путях ее и тайны ее постигает! 22 Так следуй за ней, словно охотник, на путях ее ставь засады. 23 Кто в окна ее заглядывает, у дверей ее кто прислушивается, 24 кто у дома ее поселяется, кто вбивает гвоздь в ее стены, 25 кто шатер ставит рядом с нею, кто находит здесь доброе место, — 26 тот положит детей под навес ее, под ветвями ее устроится, 27 от зноя под ней укроется, тот будет жить в ее славе. 15 1 Боящийся Господа так поступит, твердый в Законе овладеет мудростью. 2 И встретит она его, подобно матери, примет его, как девственная невеста, 3 напитает его хлебом разума, водой мудрости его напоит. 4 О нее обопрется он и выстоит, ей доверится и стыда не узнает. 5 Возвысит мудрость его над ближними, слова найдет для него в собрании, 6 увенчает его радостью и ликованием, он получит себе имя вечное. 7 Не овладеют мудростью неразумные, люди грешные ее не увидят. 8 Далека она от надменности, и лжецы о ней не вспомнят. 9 Нет прекрасной хвалы в устах грешника, ведь она им не послана Господом, 10 Хвала — выражение мудрости, сам Господь ее направляет. 14.20-15.10 Поиски мудрости. Этот текст очень близок к Притч 8.32-9.6. 14.23 Автор не боится даже некоторой фамильярности. Ср. Притч 8.34. 14.24-25 Образ кочевника, ставящего шатер. 14.24 вбивает гвоздь — т. е. колышек, чтобы поставить палатку. 14.26-27 В греч. тексте образ человека, находящего защиту от зноя для себя и своей семьи в тени развесистого дерева. Ср. Пс 91 (90); Лк 13.19. В евр. тексте — образ птицы, свившей себе гнездо. 14.26а Евр. текст: "тот устроит гнездо в ее листве". 14.27 Ср. Ис 4.6. В ее славе — под славой понималось таинственное Божественное присутствие, в раввинистической литературе получившее название "шехин`а" (ср. облако в пустыне во время исхода; Исх 16.10; Иез 1.4-18). 15.1-6 Эти стихи завершают мысль, изложенную в 14.20-27. 15.1 твердый в Законе — так назывались учителя Закона, книжники, роль которых в это время начинает всё больше возрастать. 15.2-6 Мудрость персонифицирована. Ср. Притч 7.1-5; 9.1-6; Прем 8.2. 15.3 Хлеб и вода — привычные метафоры для знания и мудрости; в раввинистической литературе так называлась Тора. 15.6 имя вечное — т. е. славу в грядущих поколениях. 15.9 Хвала Господу рождается из мудрости. Мудрость и благочестие тождественны так же, как тождественны противоположные им неразумие и нечестие. Возможно, здесь завуалированная критика в адрес тех евреев, которые увлекаются языческой мудростью и легкомысленно относятся к Закону. 11 Не говори: "Из-за Господа стал я отступником". Что Ему ненавистно, того Он не делает. 12 Не говори: "Он с пути меня сбил". Грешный человек Ему не нужен. 13 Всякую мерзость Господь ненавидит. Нельзя любить ее и боящимся Господа. 14 Когда в начале Он творил человека, предоставил ему свободу выбора: 15 если хочешь, соблюдай заповеди, веры держись, если так настроен. 16 Он тебе предложил огонь и воду, протяни руку и сделай выбор. 17 Жизнь и смерть людям предложена, что предпочтут, то и будет дано им. 18 Велика мудрость Господа! Он силен могуществом и все видит. 19 Глаза Господа — на боящихся Его, Он знает все дела человека. 20 Никому не велел Он быть безбожным, никому грешить не дал позволенья. 15.11-20 Человеческая свобода. Сирах отрицает предопределение, человек свободен, и выбор зависит от его воли, поэтому человек должен отвечать за свои грехи — Бог за них не в ответе. 15.11-12 Ср. 15.20; Иак 1.13-14; Пс 5.5. 15.13б Евр. текст: "Он не даст их тем, кто боится Его". 15.16-17 Огонь и вода — противоположный тип поведения, здесь под ними понимается повиновение и отказ подчиниться воле Бога. Ср. Втор 30.19-20. 15.17 Повиновение означает жизнь, а неповиновение — смерть. Ср. Втор 30.15. 15.18-20 Но Бог не равнодушный зритель: Его глаза на боящихся Его, т. е. Он помогает благочестивым. 15.20 Бог не сотворил греха.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |